:::: Главная Поддержка малого бизнеса Духовно-культурный традиционализм как основополагающий элемент российского предпринимательства (Бюллетень Деловая мысль , Двенадцатый выпуск)

Духовно-культурный традиционализм как основополагающий элемент российского предпринимательства (Бюллетень Деловая мысль , Двенадцатый выпуск)
Стать предпринимателем - Поддержка малого бизнеса

духовно-культурный традиционализм как основополагающий элемент российского предпринимательства (бюллетень  деловая мысль , двенадцатый выпуск)

Автор: Протоиерей Георгий Митрофанов, Магистр богословия, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, заведующий кафедрой церковной истории

Уважаемые господа, тема моего доклада может вызывать изначально определенного рода сомнения, потому что за последние годы довольно отвлеченные рассуждения на тему русской духовности и русского предпринимательства, которые, конечно же, должны отличаться от всего, чем обогатило многовековой опыт человечества христианская Европа, к сожалению, стали довольно популярными. Возникает ощущение, что любая попытка говорить о духовной природе русского предпринимательства всегда предполагает определенного рода умозрительные построения, связанные с желанием предложить какой-то очередной особый путь развития России. На самом деле опыт России, той России, которая существовала до начала XX века, с одной стороны, безусловно указывает на серьезную, глубокую специфику, очевидное своеобразие развития русской народно-хозяйственной жизни. В то же время вдумчивый подход к тому процессу, который переживала на протяжении веков Россия, создавая свое народное хозяйство, обнаруживает в развитии русской экономики достаточно традиционные для развития христианской цивилизации элементы.

Существует очень распространенный, но лишь отчасти справедливый тезис, что в отличие от двух других конфессиональных направлений мирового христианства, римо-католичества и протестантизма, православие не сумело сыграть активную роль в формировании у православных народов и, в частности, у народа русского, тех этических, социальных, психологических начал, которые бы способствовали развитию такой экономики, которая в конечном итоге и сформировалась во всех остальных христианских странах. В подобного рода точке зрения есть определенного рода правда, ибо действительно на протяжении многих веков и в Византии, и в Древней Руси, и в Московской Руси и даже в Российской Империи Православная Российская Церковь ориентировала свой социальный идеал, прежде всего, на жизнь православного монастыря. На протяжении многих веков складывался определенного рода стереотип, согласно которому люди, стремившиеся в полноте осуществлять свои христианские идеалы, должны были покидать мир и уходить в монастыри, а люди, остававшиеся в миру, оставались христианами только во время богослужения в храме и за пределами храма жили во всех сферах своего бытия в зависимости от меняющихся обстоятельств. Этот стереотип обусловил в частности, то обстоятельство, что влияние христианской этики на развитие русской экономической жизни было минимизировано. Повторю, отчасти это справедливо, но лишь отчасти. Я думаю, что известный многим из вас опыт активной экономической деятельности самих русских монастырей XIV-XV веков, то обстоятельство, что к XVII веку наши монастыри играли очень значительную, хотя и не всегда позитивную роль в нашей народно-хозяйственной жизни, свидетельствует о том, что даже в монастырских стенах предприимчивость русского человека не подавлялась, а получала пусть и весьма своеобразные стимулы для своего развития. Что же касается мира, что же касается основной массы русских предпринимателей, если можно применить эти слова к новгородским купцам, или к сибирским первопроходцам, которые меньше всего осознавали себя предпринимателями, то их представления об экономике складывались, подчас, не только и не столько под влиянием православной религиозной этики, сколько в силу тех традиций, которые формировались в гуще народно-хозяйственной жизни.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Реклама*

Чужие ошибки:

News image

Уоррен Баффет

Уоррен Баффет родился 30 августа 1930 года в Омахе, самом большом городе штата Небраска, в семье б...

News image

Адам Смит

Этот рассеянный человек, всегда витавший в облаках, с невнятной дикцией, страдавший нервным тиком,...

Что такое?

Что такое консалтинговые услуги?

Как правило, проблемы возникают при интенсивном росте или, наоборот, стагнации организации, смене рынка и, как правило...

Аутсорсинг: с глаз долой — из сердца вон

Первое условие успешного применения аутсорсинга — анализ экономической целесообразности передачи непрофильных бизнес-п...

Курсы валют сегодня

Истории успеха:

Ивана Трамп (бывшая жена миллиардера)

News image

Ивана Желничек родилась 20 февраля 1949 года в Праге, Чехия. Детство прошло в бедном квартале. Закончила обычную пражскую школу и ничем не выделялас...

Карлос Слим Элу

News image

Мало кто предполагал, да и вряд ли кто-то предполагал, что Билл Гейтс когда-то уступит свое первое место после тринадцати лет первенства. Но в 2008 ...

Оксана Елманова: Бизнес - это система взаимоотношений внутри компании, где

News image

Известно, что одним из наиболее весомых критериев успеха компании является команда. О том, как сформировать эффективный коллектив, HRMagazine расспр...

Милтон Эриксон. Сила воли

News image

Милтон Эриксон родился в бревенчатой хижине в маленьком шахтерском городке на Западе Соединенных Штатов Америки в 1901 году. В 1919 году, сразу же ...

Простые идеи:

Лотерея в транспорте

News image

Люди покупают билет и узнают через объявления водителя и по развешанным плакатам, что каждый билет — лотерейный и он участвует в розыгрыше. Таблица ...

Притча для размышления:

Филины и заяц

Сидя на суку, два филина наблюдали за зайцем, который носился по осенней стерне, словно за ним гналась свора борзых. - Бедный зайчишка! - сказал один из филинов. - Ему даже недостаёт смелости укрыться в норе. - Почему? - заинтересовался другой. - Потому что боязно